Информация

Поведение пешеходов все еще остается в определенном смысле самым распространенным и опасным видом дорожного поведения, так как по крайней мере иногда каждый участник дорожного движения выступает в роли беззащитного пешехода. Особенность поведения пешеходов зависит не в последнюю очередь от их природных данных, в чем выражается их отличие от всех других участников дорожного движения. При этом пешеходы имеют разные способности в передвижении, начальную скорость, наименьшую инерционность и максимальную мобильность в выборе направления движения. Например, поведение ребенка, который из состояния покоя может неожиданно рвануться вперед. Эти природные особенности делают поведение пешехода наименее предсказуемым для окружающих. С другой стороны, для дорожного поведения пешехода существует меньше всего регламентаций в обязательной для соблюдения форме. Поэтому пешеходы в отношении своей свободы имеют меньше всего ограничений в действующих Правилах дорожного движения. Часто упоминаемая «анонимность» объясняет, по всей видимости, именно безответственность поведения пешехода в рамках всей транспортной системы. Эмпирические данные, согласно которым пешеходы преимущественно ориентируются на общую обстановку и в меньшей мере руководствуются Правилами дорожного движения, подтверждают сделанный вывод о причинах безответственности. ДТП с пешеходами по наибольшей частоте делятся на две возрастные группы: дети до 15 лет и лица старше 65 лет. Результаты, полученные авторами, изучающими данный вопрос, позволяют обобщитьтрудности поведения, специфические для этих возрастных групп.

Затруднения в ориентации. Затруднение обзора в сложной обстановке; затруднение при переходе через дорогу (переориентация середине проезжей части); столкновение с другими пешеходами на переходе.

Сужение внимания. Слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства.

Недостаток информации. Незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного движения.

Неуверенность или нерешительность. Неоднозначное поведение на пешеходном переходе типа «зебра»; движение вперед и назад (медленное завершение перехода в момент переключения желтого на красный свет).

Трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения.

Составлена полная модель взаимного поведения пешеходов и водителей в одной из важнейших для пешеходов аварийной обстановке. Исходя из этого как для пешеходов, так и для водителей в рамках взаимного общения различают следующие задачи:

Выбор пути для собственного продвижения;

Встречный взаимный поиск;

Взаимное обнаружение и локализация;

Взаимная оценка поведения и намерений в поведении;

Решение действовать определенным образом;

Коррекция действий во избежание ДТП.

Каждая ошибка при решении одной из этих задач, как со стороны пешехода, так и со стороны водителя может привести к ДТП.

В большинстве стран мира дети как участники дорожного движения относительно чаще попадают в ДТП, чем взрослые. Возрастной пик попадающих в ДТП детей приходится на 7-9 лет. Наиболее часто в ДТП попадают дети-пешеходы, пересекая проезжую часть без достаточного учета транспортной обстановки в условиях плохой видимости, дети-велосипедисты при несоблюдении правил преимущественного проезда и неправильном выполнении левого поворота.

Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах

С учетом общих законов развития детской психики можно назвать следующие особенности в исследовании детского поведения на дороге. Научные знания должны развиваться в области управления поведением на расстоянии. При этом преобладающей должна быть оценка эффективности по отношению к мгновенной ситуации, когда действия ребенка рассматриваются как часть меняющейся дорожной обстановки. Вследствие детской импульсивности и спонтанности, почти полного отсутствия достаточного опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих могут происходить совершенно неожиданные изменения в обстановке и в поведении ребенка (смена направлений движений, внезапная остановка), которые лишь с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками дорожного движения.

Детское поведение на дороге должно изучаться и с учетом того, что внимание ребенка направлено преимущественно на единичные объекты, а ориентация в сложной обстановке недостаточна. В общем, господствует зависящее от дорожных условий слуховое восприятие. Вследствие недостатка опыта увеличивается время идентификации и оценки. Зрительное поле в существенной мере обусловлено ростом: уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет – около 110 см. В 6 лет зачастую еще отсутствует способность точной локализации источника звука. Восприятие дорожного движения затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменения формы и положения объекта (приближающийся автомобиль – недооценка скорости). Оценки движущихся в поперечном направлении транспортных средств являются еще более ошибочными и подверженными влиянию контрастов, чем у взрослых участников дорожного движения (чем больше отличия от светоцветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» представляют дети движение, например, шумные мопеды и мотоциклы).

Внимание у ребенка еще плохо распределяется. Это выражается в том, что дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Повышенная концентрация и пониженная подвижность внимания являются следствием рассеянного состояния. На звуки в таком рассеянном состоянии дети часто не обращают внимания. Вследствие целостных манер поведения и чувств в рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно обратить свой взгляд в сторону, а это в свою очередь может привести к непроизвольному изменению движения, что чревато бывает опасными последствиями, в особенности при езде на велосипеде.

Примерно до 3 лет следует учитывать недостаточно координированные движения: детям в этом возрасте трудно бывает останавливаться при своем движении вперед. Надежная ориентация налево – направо приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте.

Знание дорожного движения даже у 10-летних детей еще весьма неполно. Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно незнакомы с дорожными знаками. Кроме того, все еще имеется довольно большое расхождение между осознанным правильным поведением и фактическим поведением. Технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств, практически нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек (например, представления о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также как и их игрушечные автомобильчики).

В общих установках разделение игрушечных и реальных условий происходит лишь постепенно и поэтому может случиться так, что проверка храбрости и бег наперегонки могут переноситься с детской площадки на улицу.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми переоценивается. Готовность к риску свойственна мальчикам в большей мере, чем девочкам; отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков, чем девочкам:

неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;

неспособность адекватно оценивать обстановку;

быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;

преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;

преобладание потребности в движении над осторожностью;

стремление подражать взрослым;

недостаток знаний об источниках опасности;

отсутствие способности отделять главное от второстепенного;

переоценка своих возможностей в реальной ситуации;

неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах

У ребенка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.

У ребенка 4-5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающие в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в ЦНС. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Для ребенка со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не сможет одновременно выполнять сразу несколько действий. Дошкольник неспособен видеть издалека приближающейся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.

В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.

Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.

Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.

Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.

Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы.

Дидактические закономерности и принципы воспитания и формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах

В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:

дорога в дошкольное учреждение

опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению

предвидение опасности на улицах

виды транспортных средств

правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)

нахождение на улице со взрослыми, правила перехода проезжей части дороги

опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров

виды и сигналы светофоров

пешеходный переход (подземный, наземный, «зебра»)

дорожные знаки для пешеходов

развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направлений их движения, опасные повороты автомобилей

Объем учебного материала , используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.

САМЫЕ ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ

Мосты и эстакады

Температура асфальта на мостах, эстакадах и путепроводах, как правило, ниже, чем на обычном дорожном полотне, проложенном по земле. В отличие от почвы металлические пролетные конструкции и арматурный скелет мостовых сооружений обладают наименьшей теплоотдачей, в результате чего при перепадах температур переохлаждение дорожного покрытия в таких местах проходит гораздо быстрее.
В межсезонье опасность таких участков усугубляется тем, что лёд образуется на подъеме и склонах моста, или эстакады, что для водителя оборачивается просто экстремальным испытанием.

Низины

Как правило, для низин характерна избыточная влажность, поэтому на участках дорог, прилегающих в таких местах, часто можно наблюдать туман. К тому же в любых, даже незначительных ямах и выбоинах скапливается влага от осадков, а на некачественном покрытии во время дождя там часто образуются большие лужи. Особенно это характерно для загородных дорог местного значения. В случае резкого перепада температуры воздуха в отрицательную сторону скопившаяся в низинах влага превращается в лёд, и водителям это следует учитывать.

Края дороги

Как правило, на участках с большим трафиком асфальт под воздействием шин нагревается, и тонкий лед там исчезает быстрее. Поэтому в условиях повышенной влажности и резкого температурного перепада лучше двигаться строго в колее, проложенной предыдущими автомашинами. В такой ситуации края дороги могут оставаться скользкими, и попадание колеса на такой каток чревато непредсказуемыми последствиями.

ВЫХОДИМ ИЗ ЗАНОСА

Если все же вы попали на скользкий участок и машину начало заносить, нужно выполнить ряд действий, чтобы избежать столкновения или сноса авто в кювет.
Есть один вариант при заносе – ступенчатый. Тормоз не отпускается, но нажатие производиться дозировано. Чтобы сохранить траекторию давление на педаль тормоза усиливается, а при заносе наоборот, уменьшается. При выполнении маневра руль нужно поворачивать несильно, то есть на малый угол, и делать это без резких движений, как можно плавне. В противном случае вы можете потерять контроль над машиной.

«Лежачий полицейский» — это не кусок асфальта

В последнее время участились обращения граждан в адрес Администрации района с просьбой установить на дороге искусственную неровность, в простонародье называемую «лежачий полицейский». С начало люди жалуются, что автодорога в плохом состоянии, и просят ремонта. После того, как дорога отремонтирована и приведена в порядок естественно возрастает скорость движения автомобилей. И это уже не нравиться некоторым жителям. И идет поток обращений: «Прошу поставить у моего дома «лежачего полицейского». Вот хочу и все. Все почему-то думают, что искусственная неровность- это просто кусок асфальта. Нет, искусственная неровность- это инженерное сооружение. Его установка строго регламентирована Государственным стандартом ГОСТ Р 52605-2006 «Искусственная неровность». В п.6 четко указано, что искусственные неровности устанавливаются на автодорогах у учебных и дошкольных учреждений, больниц и поликлиник, домов культуры и других мест с массовым пребыванием людей. В населенных пунктах скорость движения автотранспорта итак ограничена законом до 60 км/час. Установка искусственных неровностей — это ограничение скоростного режима до 20, 30 или 40 км/час в зависимости от необходимости. При этом искусственные неровности устанавливаются только на автодорогах с асфальтовым покрытием, места установки должны быть освещены в ночное время искусственным освещением, перед искусственными неровностями должны бить установлены дорожные знаки, предупреждающие водителей о самой неровности и об ограничении скорости, в противном случае автомобиль может технически пострадать или даже попасть в аварию. Таким образом, искусственная неровность- это очень не дешевое сооружение и устанавливается в строго определенных местах.

Внимание пешеходы !
Огромную тревогу вызывает увеличение тяжелых происшествий с пешеходами. Так за 2015 год под колесами автомобилей погибли 2 человека и различной тяжести получили ранения 8 человек.

Основные причины, вызвавшие происшествия с пешеходами:

1. Невнимание к дорожной обстановке.
Очень часто можно видеть переходящего дорогу учащегося разговаривающего по мобильному телефону. Естественно, что внимание к происходящему на дороге у этого пешехода направлено не на дорожную обстановку, а на содержание разговора.
2. Движение пешеходов по проезжей части.
Очень многие учащиеся идут не лицом к движению транспорта, как предписано ПДД, а спиной, поэтому в случае опасности они не смогут принять адекватного решения. Очень часто можно наблюдать несколько учащихся идущих рядом целой группой занимая, почти всю проезжую часть, при этом оживленно разговаривающих и абсолютно не наблюдая за движением автотранспорта. Очень многие учащиеся устраивают игры на дороге, толкают друг друга в сторону проезжей части, беспричинно перебегают то на одну сторону дороги, то на другую. Выходя из маршрутного автобуса, не ждут когда он отойдет, а пытаются сразу перейти дорогу, не обращая внимание, что в обоих направлениях движется автотранспорт. Некоторые учащиеся перебегают дорогу прямо перед машинами, не понимая, что тормозной путь автомобиля даже при идеальном соотношении скорости автомобиля и состояния дороги составляет более 6 метров.

 

 

Подъезжая к железнодорожному переезду,

настоящий водитель бережет себя и автомобиль.

   Водитель помни!

Чтобы остановить поезд — нужно время!

Чтобы остановить жизнь — достаточно мгновения!

Успеть до приезда «скорой»

Каждые 6 секунд на дорогах планеты гибнет человек. В год получается целый мегаполис-1 300 000 человек! А ведь многим удалось бы выжить, если бы вовремя подоспела первая помощь, по крайней мере, в России каждый десятый участник ДТП погибает именно по этой причине. К сожалению, в автошколах оказанию первой помощи учат через пень колоду, да и те занятия через год забываются. Так что же делать, если вы случайно стали свидетелем аварии?

Шаг первый:
ОСМОТР МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Прежде чем броситься на помощь, удостоверьтесь, что опасность не угрожает вам самим. Осмотритесь, не несется ли на вас поток машин, не упадет ли балка с моста и т.п. Убедитесь, что нет разлива топлива.
После этого выставьте аварийный знак. Если потребуется, перекройте место аварии своим автомобилем.

Шаг второй:
ОСМОТР ПОСТРАДАВШЕГО

Тут важно убедиться, что пострадавший жив и нет угрозы его жизни. Как это определить, если пострадавший не реагирует на вашу речь и оклики?
Хлопки около уха. Для этого чуть округлите ладони, чтобы получился небольшой вакуум. Тогда вибрирующий воздух будет воздействовать на барабанные перепонки и живой человек непроизвольно отреагирует-поморщится, поведет головой. От обычных хлопков толку не будет.
Реакции нет? Тогда костяшками своего кулака потрите точку между ребрами на груди пострадавшего. Это вызывает неприятные ощущения и человек должен среагировать.
Проверка дыхания и пульса. Если симптоматика отсутствует, приступайте к искусственной вентиляции легких.

Шаг третий:
ВЫЗОВ СПЕЦИАЛИСТОВ

Грамотный вызов «скорой помощи» может спасти жизнь пострадавшему. Поэтому говорите быстро и четко.

Шаг четвертый:
ВТОРИЧНЫЙ ОСМОТР

Пока «скорая» едет, проверяем, нет ли у пострадавшего переломов.
Для этого не нужно выкручивать руки и стаскивать с человека одежду, просто проведите руками по голове, позвоночнику, рукам и ногам. Если есть переломы, сразу почувствуете.
Проводите одновременно по двум рукам, потом одновременно по двум ногам: если почувствуете асимметрию (например, один локоть более острый) есть повод подозревать перелом.
Обо всех подозрениях нужно сказать врачам «скорой».

ПРОТИВОШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ

Шок-это вовсе не обязательно неадекватная реакция и истеричное поведение, нередко люди просто замыкаются в себе, а это хуже всего.
Укутайте пострадавшего в одеяло или какую-нибудь куртку, даже если на улице лето, в «коконе» он почувствует заботу, отрицательные эмоции отступят.
Пить давать нельзя, если есть:
— серьезная травма головы;
— проникающее ранение брюшной полости;
— подозрение на внутренне кровотечение;
— болит сердце.
Оставайтесь с пострадавшим до приезда специалистов. И не давайте никаких лекарств, даже успокоительное, например валерьянку. Мы не знаем, как отреагирует организм на таблетки, иногда они могут привести к смерти, даже такие простые, как аспирин. К тому же обычно аптечки водители не меняют годами, и все лекарства в них давно просрочены.

СТОИТ ЛИ ВЫТАСКИВАТЬ ПОСТРАДАВШЕГО ИЗ МАШИНЫ

Делать это нужно только в том случае, если пострадавшему грозит опасность. Например, машина загорелась или из неё течет бензин. В остальных случаях человека лучше не трогать. Если у него, не дай бог, перелом позвоночника или шеи, то неправильные действия могут привести к тому, что человек останется парализован на всю жизнь. Это во-первых. А во- вторых, от адской боли, когда его вытаскивают, человек может потерять сознание. И даже умереть от болевого шока.

Прикрепленные файлы

QR:  Информация

Опрос населенияИтоги опроса 2018Итоги опроса 2017

 

Все права защищены; 2019 Сайт Администрации Рыбновского Района

Нравится этот раздел? Пожалуйста, расскажите другим :)

Вернуться наверх